Когда руль начинает крутиться тяжело, а до этого он крутился одним пальчиком, ездить на машине становится не комфортно. И сразу начинаются поиски проблемы. Причин может быть много, но самая распространенная — это закисание рулевого карданчика. Причем нижнего, который стоит возле рулевой рейки.
Причина — обработка дорог непонятной кислотой, которая ест все, на что попадает. Проявляется это так: при повороте руля два раза за один оборот крутить становится тяжелее, а потом опять легко.
Временно вылечить это можно, просто полить карданчик маслом или WD- 40. Но надолго этого не хватит, через некоторое время руль просто невозможно будет повернуть.
Но речь пойдет не о нем, а о насосе гидроусилителя. Ради интереса, попробуйте повернуть руль на один оборот, на стоящей машине с незаведенным двигателем. А потом проделайте тоже самое, на работающем моторе, и почувствуйте разницу. Крутить будет легко, потому что помогает гидроусилитель.
В более современных машинах используется электроуслитель руля.
Процесс
Начнем с замены жидкости. Рабочую жидкость гидроусилителя надо периодически менять. Жидкость работает под большим давлением от 40 до 120 атмосфер в зависимости от автомобиля. Проверено реально, мы на выход насоса подключили манометр. На холостых оборотах двигателя, когда руль не крутится, манометр показывает 40 атмосфер. Если начать крутить руль, то давление в системе поднимается до 100 атмосфер.
Так мы убедились, что насос действительно создает большое давление. От большого давления жидкость теряет свои смазывающие свойства и наполняется грязью от износа шлангов.
В результате теряют подвижность лопатки ротора или редукционный клапан, который сбрасывает излишки давления. Причем клапан обычно клинит в открытом состоянии, и руль крутится очень туго, так как давление в рейку не подается, а сливается в обратку. При повороте руль может поворачиваться мелкими рывками. Если при этом слышен свист из под капота, то следует натянуть или заменить ремень гидроусилителя. Обычно этому предшествует свист из под капота в крайних положениях руля при повороте. Если при этом еще слышится гул из насоса — то тут без серьезного ремонта не обойтись.
Причиной гула может служить подшипник, если он присутствует в конструкции насоса, или изношенные детали насоса. В данном случае кольцо было неравномерно изношено, и от него шел гул, руль крутился рывками. То, что создает гул, ротор с лопатками вместе.
Очень редкий случай, когда течь из магистралей ГУРа может привести к пожару под капотом. На этой фотографии последствия течи масляной магистрали. Масло попало на выпускной коллектор, и в итоге воспламенилось, машина получила достаточно серьезные повреждения. Правда, это со слов владельца автомобиля. Но факт есть факт, машина сгорела.
Еще от старости шланги высокого давления начинают потеть, потихонечку пропускать масло в месте соединения с металлической трубкой. Никакие фокусы с опрессовкой проделывать не стоит, просто следует заменить шланг. Он стоит не дешево, но служит достаточно долго.
В остальном ГУР достаточно надежный агрегат, не требующий постоянного внимания, кроме замены жидкости и замены или натяжения приводного ремня.